5 главных правил создания планировки

Прежде чем приступить к созданию планировки своей квартиры или помещения, обратите внимание на эти пять главных правил – они помогут вам избежать типовых ошибок при создании планировки, и получить в результате гармоничный, сбалансированный интерьер – квартиру, в которой хочется жить.

Итак, начнем

Правило первое. Не расставляйте мебель вдоль стен, и не оставляйте пустого места посреди комнаты.не оставляйте пустого места посреди комнаты

Конечно, есть помещения – ванная, прихожая или маленькая кухня, где расставить мебель по-другому просто не получится. Поэтому это правило касается лишь больших помещений. Таких как, например спальня, ну и, конечно, кухня-столовая, гостиная. Расстановка мебели по периметру с одной стороны загромождает и удешевляет интерьер, а с другой стороны, делает пространство в центре комнаты бесполезным.

 

Правило второе. Выделите главное и второстепенное.

Очень часто при расстановке мебели есть заблуждение, что вся мебель одинакова, и в интерьере что стул, что стол, что диван – это все предметы, которые просто нужно расставить по комнате. Но это не так. И первое, с чего начинается интерьерная композиция – это с выделения доминант и каких-то второстепенных предметов. Например, в таких помещениях как кухня, столовая или гостиная есть элементы, которые стопроцентно будут главными. Как правило, кухонный гарнитур, обеденный стол и диван в гостиной – это стандартные элементы, которым стоит уделять больше внимания, чем на другие объекты мебели. Они самые ответственные, и именно по ним будут судить о вашем интерьере.

Если такие акценты расставлены, неплохо было бы подумать о визуальных доминантах, вокруг которых будут выстраиваться второстепенные элементы.

Возьмем, к примеру, камины. Это классика жанра, и на нее ориентируются все традиционные интерьеры. И уже вокруг камина выстраивается вся остальная второстепенная мебель (мягкая мебель, различные журнальные столики и т.д.).

Доминантой может быть что-то другое, возможно, вообще необычное. Например, большая картина в интерьере, вокруг которой формируется некая созерцательная зона. Доминантой может оказаться музыкальный инструмент, например, пианино или рояль в вашем интерьере.

Доминантой даже может быть какой-то очень красивый вид из окна, ради которого вы сделали сплошное остекление, и вокруг которого вы выстраиваете мягкую зону, для того чтобы этот вид был в поле зрения.

доминантой может быть красивый вид из окна

Третье правило. Мыслите не отдельными предметами, а зонами

Это очень важно. Любое помещение в любом доме зонируется. Может показаться, что это правило доступно только профессионалам, что это определенный тип мышления. Но тем не менее, в своей квартире мы подсознательно будем определять для себя те или иные зоны. Например, только в гостиной можно насчитать шесть различных зон. Не обязательно они могут присутствовать все, но так или иначе, они где-то появляются. Спальня, кухня, кабинет — все эти помещения также делятся на зоны.

зоны при расстановке мебели

Мышление зонами помогает создавать композицию, а не разрушать.

Вообще мышление дизайнера всегда работает на трех уровнях.

Самый главный и самый высокий уровень – это весь интерьер, уровень замысла.

Второй – это уровень зон — когда мы этот замысел начинаем дробить на разные зоны и формировать их.

Третий, низший уровень – это мышление на уровне предметов — мебели, оборудования, аксессуаров и так далее.

Неопытный человек, не дизайнер начинает свое мышление в интерьере с начального уровня. Он может влюбиться в какой-то стул, или диван, и сразу его покупает. Или увидел кухню по акции и решил ее купить, пока не подорожало. Тем самым он ограничивает свое видение, дальше, к сожалению, ни шаг влево, ни шаг вправо сделать не получится, потому что уже вот эта доминанта назначена, и весь интерьер придется делать вокруг нее. Тогда как надо об интерьере и о планировке думать сверху вниз. Сначала замысел — то есть выбор стиля, выбор цветовой гаммы, выбор каких-то мотивов в интерьере. Дальше спускаемся на уровень зоны, зонируем помещение, и далее уже подбираем под этот замысел, и под зоны различные предметы мебели.

Вот именно такое мышление поможет вам сформировать грамотный и целостный интерьер.

Какие классические зоны мы знаем.

Во-первых, это мягкая зона в гостиной, которая включает в себя диван, несколько кресел, журнальный столик и телевизор. Телевизор тоже может включать под собой, например, TV-тумбу. Все это является комплексом, и это зона, которой нужно мыслить.

Дальше — зона столовой. Она включает в себя обеденный стол, стулья, какие-то места хранения, и, конечно же, освещение.

Не забывайте, что зоны должны правильно освещаться. Свет также либо разрушает замысел, либо его укрепляет. Нужно научиться работать с освещением. И иметь его ввиду при расстановке мебели на плане.

Четвертое правило. Работа с осевыми структурами в интерьере.

Можно научиться мыслить зонами, но есть большой риск так и остаться на этом уровне и мыслить группами мебели. Но высший пилотаж – это назначение осей в интерьере. Потому что большие пространства могут быть 50, 60 и даже 80 квадратных метров, и это огромное пространство, конечно, нужно упорядочивать. И только оси помогают это сделать.

Классические осевые комбинации – это дверь — окно, диван — телевизор, кухонных остров — обеденный стол. Это, например, вход в гостиную и выход на террасу. Такие осевые структуры помогают вам, во-первых, упрощать себе работу: ставя один элемент, вы сразу знаете, какой должен быть напротив. Они помогают вносить порядок в планировку, а значит, и в интерьер. А порядок это уже половина успеха любого дизайна. Потому что, если нет порядка, сразу возникает какой-то дисбаланс, не возникает чувства гармонии, когда вы смотрите на законченный интерьер.

А дальше уже порядок может быть разный. Могут быть симметричные структуры относительно оси. Могут быть асимметричные. Могут быть сложные структуры, где нет ярко выраженной оси, а есть несколько осей. И в принципе, такая соосная структура, когда все оси выстроены относительно друг друга в правильной геометрии, позволяет не только упорядочивать, но и создать еще необходимые проходы вокруг мебели с нужными расстояниями. И в целом такой подход дает вам относительно быстрый и гармоничный результат, когда вся планировка со всей расстановкой мебели выглядит целостной.

Пятое правило. Выбирайте сомасштабную своему интерьеру мебель.

Очень часто на схеме плана мы рисуем какую-то абстрактную мебель, еще не понимая, какой марки будет этот диван, какая модель стула, какой стол, в каком магазине можно взять. Это некий абстрактный элемент. Для эскиза, когда дом только придумывается, это нормально. Но при детальной проработке нам, конечно же, нужно выбирать конкретные элементы конкретной мебели. И вот тут возникает самая большая опасность выбрать не то. Потому что мебель должны быть сомасштабна.

Классика жанра – это когда вы приезжаете в шоурум, например, с диванами, и влюбляетесь в какой-то диван. Он весь такой стильный, современный, большой. Весь такой темный, прямо завораживающий. И вы его приобретаете, а потом, когда он оказывается в вашей гостиной площадью 20 квадратных метров, вдруг выясняется, что этот диван занимает практически все пространство. И остаются лишь проходы по периметру. Конечно, это ошибка. И избежать таких ошибок позволит именно мышление с правильными уровнями — замысел — зона — предметы мебели, а не только предметы мебели. Но еще и понимание того, каким размером должна обладать мебель.

В этом вам очень сильно помогут нормы эргономики. Почему мы не упомянули об эргономике до этого момента. Во-первых, эргономика – это наука. Это целая наука. И о ней, конечно, в короткой статье не расскажешь.

Эту науку изучают архитекторы в архитектурных институтах. Всю ее изучить – это, конечно, удел профессионалов. Ваша задача лишь познакомиться фрагментарно с ее выводами относительно своей гостиной, кухни или спальни. Эта информация есть сейчас в интернете, вы можете найти все необходимые схемы по соответствующим запросам, или приобрести себе на эту тему литературу (например, Петер Нойферт Дом, квартира, сад), которая позволит вам сделать замечательную планировку своего дома. Ну или как максимум, познакомиться с научными трудами в архитектурных институтах.

Главная мысль, которую мы хотим донести – это то, что мебель не расставляется случайно, на любой планировке, в любом интерьере. Хорошо расставленная мебель – это уже большая часть проделанной работы по самому дизайну, по организации пространства. Лучшая проверка качества вашей планировки — когда после архитектора, который сделал проект и расставил мебель, начинает работать дизайнер, и у него не возникает никаких вопросов. Потому что пространство сразу было продумано так, что оно правильное, что оно целостное. Нет каких-то предметов мебели, разрушающих его. И дальше дизайнер уже это все упорядочивает. Он подбирает цвет, фактуру, освещение, назначает какие-то материалы, стили. Мы надеемся, что эта статья поможет каждому сделать свои планировки более удобными, более комфортными. Даже если вы просто примите во внимание эти пять принципов, это уже будет вашим большим преимуществом.