Вы много раз, наверное, слышали, что вести семейный бюджет – это правильно и полезно, это первый шаг к финансовой стабильности и благополучию. И, наверное, не раз начинали записывать доходы и расходы, но хватало вас ненадолго. Эта статья для тех, кто все-таки решился изменить свою жизнь, и готов сделать этот первый шаг. Здесь я хочу дать несколько полезных советов – как все-таки лучше вести семейный бюджет, чтобы это было эффективно и не отнимало много хлопот.

Как вести семейный бюджет

Способов ведения бюджета существует довольно много.

Самый простой – бумага и карандаш. Начните с того, что просто записывайте все свои доходы и расходы.  Каждый день утром записывайте количество денег у вас в кошельке, или во всех кошельках. Вечером запишите сколько получено денег в течение дня, сколько потрачено, сколько осталось.

Формула простая:

Количество денег вечером = количество денег утром + количество пришедших за день денег – количество потраченных за день денег.

Самое главное здесь – регулярность. Если вы пропустили два-три дня, вспомнить, куда ушла сотня-другая рублей, бывает довольно сложно.

Способ этот, несмотря на свою простоту и примитивность, все же довольно эффективен. Я давно уже веду свой бюджет в компьютере, но частенько пользуюсь и карандашем. Например, в начале месяца всегда пишу на бумаге и вешаю на видное место – какие траты предстоят в наступающем месяце, и какие ожидаются поступления денег. Это очень помогает не запутаться в финансах, и вовремя делать необходимые проплаты.

Второй способ – вести бюджет в телефоне или смартфоне. Сейчас есть много удобных приложений для ведения учета финансов. Вы можете записывать непосредственно в момент оплаты, сколько и за что вы заплатили. Некоторые используют очень остроумный вариант – не вносить данные с клавиатуры, а просто фотографировать чеки или квитанции. Но при этом все равно нужно не забывать о важной формуле, приведенной выше.

Третий способ – всести бюджет в компьютерной программе. Если вы достаточно продвинутый пользователь компьютера, вам будет удобнее делать именно так. Компьютерная программа позволяет представить данные наиболее наглядным способом, группировать их различным образом, анализировать по различным срезам – по статьям расхода, по времени.

Программ для ведения бюджета существует очень много. Можно остановиться просто на таблице в Excel, здесь имеется много интересных возможностей. Можно найти или сделать самому (если вы программист) самописную программу для ведения бюджета. Можно использовать профессиональную программу, такую как, например, 1С деньги.

Важные моменты.

Перечислим некоторые важные моменты, которые стоит учесть при ведении учета денег.

Прежде всего, важно учитывать каналы прихода денег. Вы должны учесть все способы, которыми к вам приходят деньги: зарплата,  дополнительные побочные заработки, доход от предпринимательской деятельности, различные активы, приносящие деньги: аренда недвижимости, транспорта, дивиденды от ценных бумаг, доход от банковских и инвестиционных вложений.

Анализируя все статьи дохода из месяца в месяц вы можете увидеть, что, например, предпринимательская деятельность вам сначала приносила случайный и нестабильный доход, а со временем этот доход стал стабильным и существенно превышает заработную плату – следовательно, возможно, в этот момент работу уже можно оставить, и целиком переключиться на бизнес. Либо вы замечаете, что приработок, который когда-то был существенной подмогой, постепенно стал мелким и незначительным – времени отнимает много, а денег приносит копейки – значит, нужно принять решение оставить эти подработки. То есть, из анализа ваших доходов вы можете понять – куда вам стоит направлять больше усилий, в какую область.

Точно такой же анализ вы делаете и в разделе расходов.

Здесь необходимо выделить отдельные, крупные статьи расходов. Это может быть:

  • Питание
  • Хозяйственные расходы
  • Коммунальные и другие регулярные платежи
  • Расходы на здоровье
  • Расходы на транспорт
  • Расходы на связь (оплата мобильных и стационарных телефонов)
  • Расходы на отдых
  • Расходы на развлечения

Либо включите сюда другие статьи расхода, специфические именно для вашей семьи.

Сюда же необходимо записать все ваши «кошельки» — куда вы откладываете деньги на крупные покупки. Например, в отпуск на море вы ездите один раз в год, но откладывать деньги на эту поездку вы можете в течение года.  Также вы можете откладывать деньги на машину, на мебель, на какие-то другие крупные траты. Для этого тоже нужно сделать статью расходов.

При желании вы можете каждую из этих статей расхода разбить на более мелкие. Например, если вы хотите узнать, сколько денег у вас уходит на средства гигиены, или на моющие средства, и не нужно ли вам делать оптовые закупки этих вещей.

Также в конце месяца мы делаем анализ расходов. Многие компьютерные программы позволяют представить данные в наглядном графическом виде. Из этого анализа вы можете сделать вывод, что, возможно, меньше нужно тратить на развлечения, и больше направить денег на образование. Либо, наоборот, развлекаться надо побольше, а есть поменьше, либо покупать менее дорогие продукты.

Если вы ведете учет в течение года, в конце года вы можете получить уже более четкую картину, и на основе этой картины корректировать свой финансовый план.